Классификация задвижек

Опубликовано в Информация

Классификация задвижек

По совокупности эксплуатационных свойств, характеризующих использование по назначению, задвижки относятся к классу запорной арматуры. Они предназначены для полного, в отдельных случаях и частичного, перекрытия (запирания) потоков газообразных, жидких, пульпообразных и сыпучих материалов, транспортируемых по трубопроводам. Функциональной особенностью задвижек, отличающих их от других типов запорной арматуры, является динамика работы запорного органа при перекрытии транспортируемого потока. У задвижек запирание осуществляется при поступательном перемещении запорного органа перпендикулярно направлению движения транспортируемого потока. Эта особенность обусловила одно из важнейших достоинств задвижек перед другими типами запорной арматуры — низкий коэффициент гидравлического сопротивления (ξ) проточной части [5].

Задвижки широко применяют для перекрытия потоков газообразных и жидких сред в трубопроводах с диаметрами условных проходов от 50 до 2000 мм при рабочих давлениях 0,4.. .20 МПа и температуре среды до 450ºC.

На отечественных магистральных нефтепроводах обычно применяют стальные клиновые задвижки с электро- или гидропневмоприводом. В газовой промышленности их применяют на газопроводах и трубопроводах компрессорных и газораспределительных станций.

Возможность использования задвижек в эксплуатационной системе во многом зависит от материала, из которого изготовлены корпусные детали. Материал определяет прочностные, коррозионные, износостойкие и другие свойства задвижек. В настоящее время задвижки изготавливают из чугуна, стали, цветных материалов, различных сплавов, плакированные химически и износостойкими материалами.

vidi-zadvigek

Технологический способ получения заготовок корпусных деталей оказывает чрезвычайно большое влияние на выходные свойства арматуры, её показатели качества, такие как прочность, гидравлическая плотность материала.

Имеющиеся в настоящее время классификации промышленной трубопроводной арматуры, в том числе и задвижек, разработаны на основе использования совокупности функциональных, конструктивных, технологических классификационных признаков без четко выраженной связи с эксплуатационными характеристиками. На рис. 1.2 представлена классификация задвижек, которой конструктивные признаки формируют эксплуатационные свойства арматуры [9].

В представленной классификации конструктивные исполнения порождают внешние характеристики задвижек и раскрывают следующие из них эксплуатационные свойства, выражаемые через классификационные признаки.

Первый классификационный признак дает качественное представление о гидравлическом сопротивлении проточной части задвижки;

zadvigki-metallicheskie

второй классификационный признак позволяет качественно оценить характер монтажа задвижки в трубопроводной системе;

третий - характеризует условия использования задвижек, связанные с параметрическими свойствами транспортируемых по трубопроводу сред (химическую активность, температуру, давление и т.д.);

четвертый классификационный признак дает возможность качественной оценки таких свойств задвижек, как прочность, гидравлическая плотность (внешняя герметичность), вес, долговечность, коррозионную стойкость и т.д.;

пятый классификационный признак свидетельствует об уровне автоматизации управления работой задвижек;

шестой классификационный признак дает представление о габаритных размерах и долговечности механизма управления перемещения затвора;

седьмой классификационный признак качественно характеризует условия обеспечения базового показателя качества - герметичности затвора, его ресурс и уровень универсальности использования в зависимости от параметрического состояния транспортируемых сред [8].

В сравнении с другими видами запорной арматуры задвижки имеют следующие преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе; отсутствие поворотов потока рабочей среды; возможность применения для перекрытия потоков среды большой вязкости; простота обслуживания; относительно небольшая строительная длина; возможность подачи среды в любом направлении.

Недостатки, общие для всех конструкций задвижек, следующие: невозможность применения для сред с кристаллизирующимися включениями, небольшой допускаемый перепад давлений на затворе (по сравнению с вентилями), невысокая скорость срабатывания затвора, возможность получения гидравлического удара в конце хода, большая высота, трудности ремонта изношенных уплотнительных поверхностей затвора при эксплуатации