Транспортные сети России

Опубликовано в Новости

Транспортные сети России

Наиболее же грузонапряжённой линией является новая линия
на Донбасс, обеспечивающая Москву донецким углем.
Эти радиально расходящиеся от Москвы во всех направлениях линии пересекаются в пределах Промышленного Центра рядом линий, образующих законченное кольцо.
Из многочисленных железнодорожных узлов, образующихся внутри Промышленного Центра, вне всякого сравнения важнейшим, имеющим первостепенное значение, является, конечно, сама Москва. Из Москвы организовано прямое сообщение особыми поездами (или хотя бы особыми вагонами) почти со всеми крупными городами, находящимися во всех концах Советского Союза.
Железнодорожная сеть восполняется густой сетью шоссейных дорог с автомобильным сообщением, имеющим в пределах Промышленного Центра чрезвычайно большое значение для пассажирского и для товарного движения. Автодороги здесь не только
выполняют роль подъездных путей к железным дорогам, но и заменяют их на малых расстояниях; снабжение Москвы продовольствием и производственные связи между фабриками и заводами Подмосковья обслуживаются преимущественно автотранспортом.
Речной транспорт представлен Волгой и Окой, сливающимися на востоке в Горьком, и новым каналом имени Москвы, соединяющим обе главные реки Промышленного Центра через Москву.
Канал имени Москвы в связи с постройкой плотин у Углича и Щербакова (б. Рыбинска) обеспечил Москву глубоководной связью
с Волгой, так что теперь массовые грузы с низовьев Волги — такие, как соль и рыба, идут в Москву без перегрузок сплошным водным путём.
Пересечение исходящих из Москвы железнодорожных линий с Волгой и Окой создаёт в пределах Промышленного Центра ряд важных перевальных пунктов, а именно: на Волге — Калинин, Ярославль, Кинешма; на Оке — Коломна, Рязань.
Наличие в пределах ПромышленногоЦентра столь густой и сильно разветвлённой сети путей сообщения — железнодорожных, автомобильных, речных — уже с достаточной наглядностью показывает громадное значение связей, протянувшихся из Промышленного Центра во все концы Советского Союза.
Промышленный Центр в прошлом был больше всего связан с Чернозёмным Центром.
Эти два района явились как бы двумя половинами того зародышевого ядра, из которого слояшлась вся наша народнохозяйственная территория. Географическое разделение труда между ними, в процессе которого Промышленный Центр специализировался на промышленности, а Чернозёмный Центр — на сельском хозяйстве, послужило в дореволюционную эпоху началом и как бы прообразом всего дальнейшего межрайонного разделения труда в нашей стране.
Близость Чернозёмного Центра с его хлебными и вообще сельскохозяйственными излишками сыграла очень важную роль в развитии Промышленного Центра: если недостаточность собственной хлебной продукции по отношению к исторически сложившемуся сгустку населения вынуждала Промышленный Центр специализироваться на промышленности, то товарообменные связи с соседним Чернозёмным Центром обеспечивали самую возможность такой специализации.
В результате железнодорожного строительства второй половины прошлого века и начала нынешнего века товарообменные связи Промышленного Центра развились и вширь и вглубь, распространились на всю колоссальную территорию нашей страны и приобрели исключительно важное значение и для всего нашего народного хозяйства и для самого Промышленного Центра.
Внешний товарообмен Промышленного Центра отличается своими исключительно большими размерами. Из общесоюзной суммы прибытия массовых грузов по железнодорожным и водным путям на долю Промышленного Центра приходится около 20%.
Вторая характерная черта внешних товарообменных связей Промышленного Центра заключается в широте их территориального охвата. По прибытию грузов эти связи охватывают всю территорию от западной границы до Енисея, а по отправлению доходят до самого Тихого океана.
Третьей характерной чертой этих связей является резкое преобладание (особенно по весу) ввоза над вывозом, что связано с самой структурой того и другого. Ввоз в Промышленный Центр, складывающийся из сырья, топлива и продовольствия, очень «громоздкий», состоящий из товаров на единицу веса очень дешёвых, как уголь, нефть, лес, металл не в деле, хлеб, соль, стройматериалы и т. п., вывоз же из Промышленного Центра состоит почти исключительно из дорогих на единицу веса промышленных
изделий, как машины (притом как раз наиболее сложные и точные, а значит, особо дорогие), ткани, книги и т. д. По весу ввоз в Промышленный Центр примерно втрое превышает вывоз. При этом необходимо иметь в виду, что этот товарообмен в обе стороны имеет существеннейшее жизненное значение и для прочих районов страны, и для самого Промышленного Центра.
Внутренние связи Промышленного Центра хотя и уступают по размерам и по значению связям внешним, однако тоже весьма велики. Промышленность и города Промышленного Центра и в дореволюционное время получали от своего сельского хозяйства не только ббльшую часть продовольствия, но и значительную часть сырья (лен, шерсть, кожа и т. д.). Кроме того, немало сырья и топлива давали лесозаготовки и добывающая промышленность (торфяная, угольная и др.). За годы социалистического строительства многое сделано для того, чтобы ещё более обеспечить Промышленный Центр собственным продовольствием (расширение посевной площади, внедрение пшеницы, развитие огородничества, интенсивного животноводства и т. д.), топливом (развитие добычи торфа и подмосковного угля) и сырьем
(развитие технических культур, добыча железных руд под Тулой, фосфоритов у Воскресенска, стройматериалов по всей территории и т. д.). Усилению внутренних товарообменных связей Промышленного Центра способствовало также и развитие местного транспорта — строительство шоссейных дорог и внедрение автомобиля.
В географии внутренних связей Промышленного Центра на долю междуречья, как части наиболее индустриализированной, выпадает роль потребителя того сырья, топлива и продовольствия, которое дают ему заволжский север (лес, лён, грибы, ягоды) и заокский юг (хлеб, уголь, металл, стройматериалы).
Немецкой оккупации подвергался только запад района, и то не надолго, в конце 1941 г. Разгром немцев под Москвой Советской Армией был для них первым крупным поражением в этой войне.
В послевоенную пятилетку Промышленный Центр успешно восстанавливал хозяйство, разрушенное фашистским нашествием, и развивал свою энергетическую и топливную базу; здесь надо отметить такие достижения, как развитие газоснабжения Москвы (газопровод из Саратова); очень быстрое развитие добычи торфа и подмосковного угля; строительство электростанций как топливных (на месторождениях угля и торфа и под Москвой на привозном топливе), так и на реках (Оке и Волге); продолжались также работы по благоустройству Москвы и развитию собственной продовольственной базы.
Энергетика Промышленного Центра во второй половине этого десятилетия получит очень большое подкрепление от новых громадных гидроэлектростанций на Волге — Куйбышевской и Сталинградской.